В Спасском кафедральном соборе Пензы завершена роспись центрального алтаря. Шесть фигур святых на стенах, две больших композиции – в конхе и на горнем месте. Орнаменты, лепнина, золочение, имитация мрамора – все это великолепие, увы, скрыто от глаз прихожан иконостасом.
Роспись православного храма традиционно начинают с алтаря, и это логично, поскольку это самое святое место в храме, и хочется, чтобы оно стало благолепным в первую очередь. В то же время, по-человечески жаль, что большинство прихожан в полной мере оценить красоту этих росписей не смогут.
Содержание росписей было составлено совместно с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом и утверждено Святейшим Патриархом Кириллом. В центральной конхе – Богоматерь с младенцем в окружении небесных сил бесплотных, на горнем месте – Спас Вседержитель на престоле, на стенах – создатели четырех чинов литургии – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов и апостол Иаков, брат Господень, на колоннах – пророк Моисей и его брат первосвященник Аарон.
«Мне кажется, что нам удалось реализовать тот проект, который мы сделали, выстрадали. Вы знаете, что он создавался много лет, и, конечно, сейчас, когда мы смотрим на результаты трудов, – это действительно радостное чувство», — отметил художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов.
Приближается к концу роспись правого алтаря – во имя великомученицы Екатерины. Ее образ пока скрывают леса. Теперь закрыты от глаз прихожан и иконостасы центрального и правого приделов. Здесь также начинаются работы – над солеей будут располагаться ветхозаветные сюжеты, жертвоприношение Авраама и явление ему Ветхозаветной Троицы, в барабанах – фигуры пророки, в юго-восточном куполе – Христос Эммануил, а в северо-восточном – Иоанн Предтеча. Художники, как и зрители, увидят свою работу полностью только потом, когда она уже будет окончена.
«Интересный образ, связанный с композитором Бетховеном, который писал музыку, не слыша ее. И то же самое художники создают росписи и могут увидеть только тогда, когда леса уже сняты», — сказал художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов.
В Спасском соборе сейчас трудятся свыше 20 человек – среди них и те, кто устанавливают леса и подготавливают стены к росписи, и собственно художники, которые пишут фигуры, создают орнамент, мраморные декорации, работают над золочением лепнины. В алтаре, согласно канонам, работали только мужчины, а в основной части храма к ним присоединятся и представительницы прекрасного пола.
«Это будут художники, которые будут работать над орнаментом, над золочением, над всеми видами работ. Тем более, что у нас объем работ возрастает, и для нас важно, чтобы и женская половина коллектива «Царьград» подключилась к нашей работе», — рассказал художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов.
Осенью планируется начать роспись центральной части храма. Срок окончания работ остается неизменным – 2026 год.