Раздумывая о современной культуре, русском языке и «Русском мире» в самой России и за её пределами, я ориентируюсь, как на Путеводитель, на слова Василия Макаровича Шукшина: «Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком»… Впрочем, похоже, что за три постсоветских десятилетия уже почти отдали. Правда, в последние годы, вроде бы, вдруг «спохватились» и пытаемся ещё что-то спасти. Я, родившийся и росший в Советском Союзе (как шучу иногда в молодёжной аудитории – «образца 1940 года»), ощущаю и считаю себя частицей России. Отсюда боль за то, что происходит в последние десятилетия в нашей стране. К сожалению, нас (даже самых стойких!) постепенно, но уверенно втягивают во всё пожирающее рыночное общество – этакое всеядное, дурно пахнущее болото с его надоедливой рекламой и жаждой потребительства. Живущий на периферии, пусть не в самой «глубинке», я вижу, как, к великому сожалению, «западные блага» привозят не только в виде фруктов, прикормок, деликатесов, и технического пальмового масла, но и активно эту «кормёжку» втискивают, впихивают, вдалбливают на российских ТВ-каналах, радио, всевозможных журналах и программах бумажных и виртуальных, свою идеологию, своё понимание мира, свою «демократию» и, самое главное, свой язык! – под прикрытием распространения западной культуры: голубые «мальчики» в розовом. Розовые «девочки» – в голубом. Вот и вся сценическая данность… «Русский Мир» внутри и вне России В 2012г. Президент страны Владимир Путин с явной озабоченностью о российской культуре произнёс такие слова: «Россия унаследовала великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке. Но мы пока очень слабо инвестируем в культурные индустрии, в их продвижение на глобальном рынке… Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но использовать её как мощный фактор продвижения на глобальных рынках. Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей…» Спустя десять лет (в 2022г.) Владимир Владимирович Путин уже сказал следующее: «Что касается нашей страны, то после развала СССР при всей беспрецедентной открытости новой современной России, готовности честно работать с США и другими западными партнёрами и в условиях фактически одностороннего разоружения нас тут же попытались дожать, добить и разрушить уже окончательно… Да, собственно, и до последнего времени не прекращались попытки использовать нас в своих интересах, разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои псевдоценности, которые разъедали бы нас, наш народ изнутри, те установки, которые они уже агрессивно насаждают в своих странах, и которые прямо ведут к деградации и вырождению, поскольку противоречат самой природе человека. Этому не бывать, никогда и ни у кого этого не получалось. Не получится и сейчас…» Но, увы, если не отстранённо посмотреть и послушать то, что в этом плане уже сделано и продолжает делаться в нашей стране – в нашей России, возникает вопрос: «А не опоздали ли мы?» Остановлюсь на русском языке, русской культуре и неком нравственном разложении российского общества. Как мы стали говорить на радио, ТВ и даже в докладах на общеобразовательные и воспитательные темы? Язык – это национальное мышление, это то, что объединяет нацию и не даёт ей исчезнуть. За каждым словом стоит образ, и это в особенности отличает русскую речь, где язык работает как переносчик русской идентичности. В последние же десятилетия создаётся, боюсь, что преднамеренно, какой-то новый упрощённо-канцелярски- туповатый и обезличенный «язык на потребу» с примесью фени, мата, англицизмов и молодёжного или бытового сленга. Неоднократно у разных мыслителей и писателей встречал фразу: «Хочешь уничтожить народ – уничтожь его язык». Наверно, большинство людей не знают или подзабыло слово «синонимы», но до последнего времени почти все ими активно и разнообразно пользовались. И вот разнообразие русских слов, выражающих человеческие эмоции: «отлично», «здорово», «великолепно», «замечательно», «чудесно», «потрясающе», «незабываемо», почему-то заменились упрощёнными и «всеобъемлющими»: «клёво», «круто», «супер», «офигенно», «жесть» и даже «пипец». Ну, и ещё, к месту или совсем не к месту – «Вау!». Безграмотность льётся отовсюду, начиная с комментариев в сети и заканчивая фильмами и телепрограммами. Речь ведущих, блогеров, авторов в Интернете изобилует грамматическими и стилистическими ошибками, а ведь это люди, которые несут культуру в массы, именно на них ориентируются и берут пример дети и подростки, потому что ТАКОЕ слышат повсеместно. Фенизации языка (разговаривать «по фене» – на блатном языке) и бездумным канцелярским штампам в русском языке активно способствуют довольно высокопоставленные чиновники, хотя большинство из них никогда «на зоне» не были. Зачастую они изрекают такую неразбериху из заменителей и «подменителей» русских слов, что с трудом улавливаешь суть сказанного: «Причиной низкой продолжительности жизни граждан России является их высокая смертность…» Железная логика – не поспоришь! Или вот эта реклама турсервиса: «У нас большое географическое покрытие, которое с каждым годом набирает обороты…» Какие «обороты» может набирать «покрытие»?! О, великий русский язык, не дай мне сорваться на ещё более «великий»! Конечно, можно согласиться, что заимствования обогащают смысловую составляющую языка, но, если это в меру, если в языке нет другого слова, потому что не было такого понятия. Русское слово забывается и исчезает, а каждое исчезающее из речи русское слово как подрубленный корень. Можем оказаться без корней… Особая тема касается нашей теле- и киноиндустрии. Не буду говорить об однотипных сериалах, где главными героями являются «менты», проститутки, деляги–бизнесмены с постоянными зверскими убийствами и прочими прелестями, якобы, нашей нынешней жизни, в которых почти в каждом фильме, женщины обязательно попадают в тюрьмы. Поговорим немного о фильмах про дикую и невыносимую жизнь при палачах-большевиках-коммунистах. А ведь именно так ныне трактуется и так показывается весь период существования Советского Союза. И, что интересно, сложилась уже конкретная обойма кинорежиссёров и артистов, тщательно, иногда даже талантливо создающих эти «образы» на экране. Не уверен, все ли смотрели (и досмотрели ли?) такие фильмы, как «Штрафбат», «Заградотряд», «Разжалованный», «По этапу», «Сучья война», «Одесса». Сложно в краткой статье обсуждать суть созданных «шедевров». А фильм «Сволочи» посвящён такому факту, как использование беспризорников-преступников в диверсионной войне с фашистами, притом без надежды на возвращение после выполнения задания. Когда я попытался докопаться до истины и у бывших фронтовиков, и у работников спецслужб, и у творческих людей, то услышал от последних, что авторы имеют право на домысел и импровизацию ради зрелищности (!) фильма. Однако, фильм не проходил историческую экспертизу, и никаких подобных фактов в истории Великой Отечественной войны не доказано. Но никто в самом фильме этого не указал. Наоборот, зрителю картина подаётся так, как будто всё происходило на самом деле. Хотя, в сущности, это фальсификация истории. О развлекательном контенте на российском государственном телевидении, особенно, о передачах для детей и юношества («Голос-дети», «Мужское/Женское» и им подобным), о «звёздах» и их воспитательном воздействии мы поговорим в отдельной статье. Жаргон – торжество криминала или вызов обществу? Но вернёмся к разговору о языке. Любое ограниченное сообщество, тем более, осуждаемое законом и основной массой населения, стремится чем-то выделиться или разговаривать так, чтобы «непосвящённый» не мог бы понять сути иногда преступного разговора или сообщения. Постепенно жаргон стал составной частью уголовного мира, как и татуировка, а в наше время и то, и другое слишком уж откровенно и назойливо вошло в повседневную жизнь общества. Модный актёр, известная молодая актриса щеголяют с татуировкой: то дракон, то иероглиф, то орнамент на видном или не совсем обозримом для всех месте, но с обязательной демонстрацией этой традиционно «невидимой» части тела… С жаргоном то же самое: речи дикторов ТВ, страницы газет и журналов, выступления депутатов, эстрада, создавшая целое направление полублатного сленга. В моде и городской шансон, что означает в просторечье блатную песню, правда её пытаются как-то слегка «оприличить», например, в программе «Три аккорда». С телеэкранов постоянно слышим такие словечки как «беспредел», «разборка», «по жизни», «понтоваться», «закосячил», «облажался», «повёлся», «наезжать», «свалить», «лох», «фуфло»… Таким образом, на разных, даже официальных уровнях, русский язык уничтожается, в том числе, малограмотными так называемыми «телеведущими» и «журналистами», авторами бездарных романов и создателями таких же сериалов. Кроме блатного жаргона сегодня на улице полным полно мата, просто льющегося из уст школьников. Самое паршивое в том, что они уверенны в нормальном положении дел и на замечания реагируют вопросом: «А что тут такого?» Прошу прощения, но довольно показательным является весьма короткий, но ёмкий по содержанию анекдот: «Группа потерявшихся в джунглях русских туристов была найдена по матерящимся попугаям». Вот выдержка из текста Закона «О государственном языке Российской Федерации», принятом Государственной Думой 20 мая 2005 года № 53-ФЗ. (В редакции 2013, 2014 и 2021): «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке...» А 16 февраля 2023г. Госдума приняла поправки в закон «О государственном языке» сразу во втором и третьем чтении. Они призваны стимулировать чиновников и граждан соблюдать нормы литературного русского языка в публичной сфере. По задумке разработчиков законопроекта, при Правительстве создадут специальную комиссию по русскому языку, она составит список словарей и справочников, по которым и будет контролироваться исполнение закона. Депутаты ГД отмечают, что поддержка языка таким образом «выводится на государственный уровень». Ну, что ж, как говорится, поживём – увидим. Ведь и в Законе от 2005г. (в редакциях 2014-2021г.г.) такие требования имелись. Я – не праведник, а обычный русский человек в преклонном (увы, нынче не всегда почтенном), возрасте и понимаю, что жизнь очень сложна и что я сам не безупречен, поэтому в стихотворении «Сыновья боль» я искренне восклицаю: «Россия-мать, прости ошибки сына! Но верю, что в одном не ошибусь: Что станешь ты великой, мудрой, сильной И гордою, моя родная Русь!» А все мы, особенно люди творческие, должны ей в ЭТОМ помочь.
Раздумывая о современной культуре, русском языке и «Русском мире» в самой России и за её пределами, я ориентируюсь, как на Путеводитель, на слова Василия Макаровича Шукшина: «Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком»…
Впрочем, похоже, что за три постсоветских десятилетия уже почти отдали. Правда, в последние годы, вроде бы, вдруг «спохватились» и пытаемся ещё что-то спасти.
Я, родившийся и росший в Советском Союзе (как шучу иногда в молодёжной аудитории – «образца 1940 года»), ощущаю и считаю себя частицей России. Отсюда боль за то, что происходит в последние десятилетия в нашей стране. К сожалению, нас (даже самых стойких!) постепенно, но уверенно втягивают во всё пожирающее рыночное общество – этакое всеядное, дурно пахнущее болото с его надоедливой рекламой и жаждой потребительства. Живущий на периферии, пусть не в самой «глубинке», я вижу, как, к великому сожалению, «западные блага» привозят не только в виде фруктов, прикормок, деликатесов, и технического пальмового масла, но и активно эту «кормёжку» втискивают, впихивают, вдалбливают на российских ТВ-каналах, радио, всевозможных журналах и программах бумажных и виртуальных, свою идеологию, своё понимание мира, свою «демократию» и, самое главное, свой язык! – под прикрытием распространения западной культуры: голубые «мальчики» в розовом. Розовые «девочки» – в голубом. Вот и вся сценическая данность…
«Русский Мир» внутри и вне России
В 2012г. Президент страны Владимир Путин с явной озабоченностью о российской культуре произнёс такие слова: «Россия унаследовала великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке. Но мы пока очень слабо инвестируем в культурные индустрии, в их продвижение на глобальном рынке… Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но использовать её как мощный фактор продвижения на глобальных рынках. Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей…»
Спустя десять лет (в 2022г.) Владимир Владимирович Путин уже сказал следующее: «Что касается нашей страны, то после развала СССР при всей беспрецедентной открытости новой современной России, готовности честно работать с США и другими западными партнёрами и в условиях фактически одностороннего разоружения нас тут же попытались дожать, добить и разрушить уже окончательно…
Да, собственно, и до последнего времени не прекращались попытки использовать нас в своих интересах, разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои псевдоценности, которые разъедали бы нас, наш народ изнутри, те установки, которые они уже агрессивно насаждают в своих странах, и которые прямо ведут к деградации и вырождению, поскольку противоречат самой природе человека. Этому не бывать, никогда и ни у кого этого не получалось. Не получится и сейчас…»
Но, увы, если не отстранённо посмотреть и послушать то, что в этом плане уже сделано и продолжает делаться в нашей стране – в нашей России, возникает вопрос: «А не опоздали ли мы?»
Остановлюсь на русском языке, русской культуре и неком нравственном разложении российского общества.
Как мы стали говорить на радио, ТВ и даже в докладах на общеобразовательные и воспитательные темы?
Язык – это национальное мышление, это то, что объединяет нацию и не даёт ей исчезнуть. За каждым словом стоит образ, и это в особенности отличает русскую речь, где язык работает как переносчик русской идентичности. В последние же десятилетия создаётся, боюсь, что преднамеренно, какой-то новый упрощённо-канцелярски- туповатый и обезличенный «язык на потребу» с примесью фени, мата, англицизмов и молодёжного или бытового сленга. Неоднократно у разных мыслителей и писателей встречал фразу: «Хочешь уничтожить народ – уничтожь его язык».
Наверно, большинство людей не знают или подзабыло слово «синонимы», но до последнего времени почти все ими активно и разнообразно пользовались. И вот разнообразие русских слов, выражающих человеческие эмоции: «отлично», «здорово», «великолепно», «замечательно», «чудесно», «потрясающе», «незабываемо», почему-то заменились упрощёнными и «всеобъемлющими»: «клёво», «круто», «супер», «офигенно», «жесть» и даже «пипец». Ну, и ещё, к месту или совсем не к месту – «Вау!».
Безграмотность льётся отовсюду, начиная с комментариев в сети и заканчивая фильмами и телепрограммами. Речь ведущих, блогеров, авторов в Интернете изобилует грамматическими и стилистическими ошибками, а ведь это люди, которые несут культуру в массы, именно на них ориентируются и берут пример дети и подростки, потому что ТАКОЕ слышат повсеместно.
Фенизации языка (разговаривать «по фене» – на блатном языке) и бездумным канцелярским штампам в русском языке активно способствуют довольно высокопоставленные чиновники, хотя большинство из них никогда «на зоне» не были. Зачастую они изрекают такую неразбериху из заменителей и «подменителей» русских слов, что с трудом улавливаешь суть сказанного: «Причиной низкой продолжительности жизни граждан России является их высокая смертность…» Железная логика – не поспоришь! Или вот эта реклама турсервиса: «У нас большое географическое покрытие, которое с каждым годом набирает обороты…» Какие «обороты» может набирать «покрытие»?! О, великий русский язык, не дай мне сорваться на ещё более «великий»!
Конечно, можно согласиться, что заимствования обогащают смысловую составляющую языка, но, если это в меру, если в языке нет другого слова, потому что не было такого понятия. Русское слово забывается и исчезает, а каждое исчезающее из речи русское слово как подрубленный корень. Можем оказаться без корней…
Особая тема касается нашей теле- и киноиндустрии. Не буду говорить об однотипных сериалах, где главными героями являются «менты», проститутки, деляги–бизнесмены с постоянными зверскими убийствами и прочими прелестями, якобы, нашей нынешней жизни, в которых почти в каждом фильме, женщины обязательно попадают в тюрьмы.
Поговорим немного о фильмах про дикую и невыносимую жизнь при палачах-большевиках-коммунистах. А ведь именно так ныне трактуется и так показывается весь период существования Советского Союза. И, что интересно, сложилась уже конкретная обойма кинорежиссёров и артистов, тщательно, иногда даже талантливо создающих эти «образы» на экране. Не уверен, все ли смотрели (и досмотрели ли?) такие фильмы, как «Штрафбат», «Заградотряд», «Разжалованный», «По этапу», «Сучья война», «Одесса». Сложно в краткой статье обсуждать суть созданных «шедевров».
А фильм «Сволочи» посвящён такому факту, как использование беспризорников-преступников в диверсионной войне с фашистами, притом без надежды на возвращение после выполнения задания. Когда я попытался докопаться до истины и у бывших фронтовиков, и у работников спецслужб, и у творческих людей, то услышал от последних, что авторы имеют право на домысел и импровизацию ради зрелищности (!) фильма. Однако, фильм не проходил историческую экспертизу, и никаких подобных фактов в истории Великой Отечественной войны не доказано. Но никто в самом фильме этого не указал. Наоборот, зрителю картина подаётся так, как будто всё происходило на самом деле. Хотя, в сущности, это фальсификация истории.
О развлекательном контенте на российском государственном телевидении, особенно, о передачах для детей и юношества («Голос-дети», «Мужское/Женское» и им подобным), о «звёздах» и их воспитательном воздействии мы поговорим в отдельной статье.
Жаргон – торжество криминала или вызов обществу?
Но вернёмся к разговору о языке. Любое ограниченное сообщество, тем более, осуждаемое законом и основной массой населения, стремится чем-то выделиться или разговаривать так, чтобы «непосвящённый» не мог бы понять сути иногда преступного разговора или сообщения. Постепенно жаргон стал составной частью уголовного мира, как и татуировка, а в наше время и то, и другое слишком уж откровенно и назойливо вошло в повседневную жизнь общества. Модный актёр, известная молодая актриса щеголяют с татуировкой: то дракон, то иероглиф, то орнамент на видном или не совсем обозримом для всех месте, но с обязательной демонстрацией этой традиционно «невидимой» части тела…
С жаргоном то же самое: речи дикторов ТВ, страницы газет и журналов, выступления депутатов, эстрада, создавшая целое направление полублатного сленга. В моде и городской шансон, что означает в просторечье блатную песню, правда её пытаются как-то слегка «оприличить», например, в программе «Три аккорда».
С телеэкранов постоянно слышим такие словечки как «беспредел», «разборка», «по жизни», «понтоваться», «закосячил», «облажался», «повёлся», «наезжать», «свалить», «лох», «фуфло»… Таким образом, на разных, даже официальных уровнях, русский язык уничтожается, в том числе, малограмотными так называемыми «телеведущими» и «журналистами», авторами бездарных романов и создателями таких же сериалов.
Кроме блатного жаргона сегодня на улице полным полно мата, просто льющегося из уст школьников. Самое паршивое в том, что они уверенны в нормальном положении дел и на замечания реагируют вопросом: «А что тут такого?»
Прошу прощения, но довольно показательным является весьма короткий, но ёмкий по содержанию анекдот: «Группа потерявшихся в джунглях русских туристов была найдена по матерящимся попугаям».
Вот выдержка из текста Закона «О государственном языке Российской Федерации», принятом Государственной Думой 20 мая 2005 года № 53-ФЗ. (В редакции 2013, 2014 и 2021): «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке...»
А 16 февраля 2023г. Госдума приняла поправки в закон «О государственном языке» сразу во втором и третьем чтении. Они призваны стимулировать чиновников и граждан соблюдать нормы литературного русского языка в публичной сфере. По задумке разработчиков законопроекта, при Правительстве создадут специальную комиссию по русскому языку, она составит список словарей и справочников, по которым и будет контролироваться исполнение закона. Депутаты ГД отмечают, что поддержка языка таким образом «выводится на государственный уровень».
Ну, что ж, как говорится, поживём – увидим. Ведь и в Законе от 2005г. (в редакциях 2014-2021г.г.) такие требования имелись. Я – не праведник, а обычный русский человек в преклонном (увы, нынче не всегда почтенном), возрасте и понимаю, что жизнь очень сложна и что я сам не безупречен, поэтому в стихотворении «Сыновья боль» я искренне восклицаю:
«Россия-мать, прости ошибки сына!
Но верю, что в одном не ошибусь:
Что станешь ты великой, мудрой, сильной
И гордою, моя родная Русь!»
А все мы, особенно люди творческие, должны ей в ЭТОМ помочь.