Вечером 13 августа 2024 года, накануне празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе г. Пензы.
Его Высокопреосвященству сослужили иерей Николай Батищев, протоиерей Владимир Ольхов, иеромонах Августин (Зайцев), иереи Сергий Иванов, Николай Пашков и Георгий Насонов, диакон Богдан Яворский, иеродиакон Ириней (Легошин), диаконы Евгений Белохвостиков и Николай Черкашин.
Богослужебные песнопения исполнил хор Спасского кафедрального собора под управлением игумена Сергия (Зайчикова).
За вечерним богослужением правящий архипастырь совершил литию с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея.
По издревле установившейся традиции, на всенощном бдении совершается вынос Честного Креста Господня. Во время пения великого славословия, митрополит Серафим, в предшествии сослужащих священников, подняв святой Крест над головой, торжественно вынес Его из алтаря, и, совершив крестный ход по храму, положил Крест на центральный аналой. После поклонения Честному Кресту духовенства и прихожан, было совершено помазание освященным елеем всех присутствующих.
После первого часа и поклонения Кресту архипастырь поздравил верующих с престольным праздником и пожелал всем Ангела-хранителя на предстоящую ночь.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1-го августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа (по старому стилю): «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестится князь великий Владимир Киевский и всея Руси августа I». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
В статье использованы материалы официального сайта Московского Патриархата
Фото: Илья Школин