11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, прихожане храма Николая Чудотворца, что находится в микрорайоне Ахунах, совершили традиционный поход на Белую гору.
Группа энтузиастов во главе с заслуженным работником культуры Пензенской области, краеведом Александром Дворжанским преодолела дистанцию в 7 километров. Все путешественники не раз изучали местоположение первого пензенского монастыря.
Известно, что в окрестностях Белой горы триста лет назад располагался Предтеченский мужской монастырь. Официальных данных о том, чем жил монастырь, и кто его посещал, нет, но есть данные о том, что привело к его закрытию.
«Монастырь закрыли по велению Петра 1-го за то, что монах этого монастыря Варлаам (Левин) в базарный день в Пензе провозгласил во всеуслышание императора антихристом. За это монаху Варлааму отрубили голову, а Предтеченский монастырь сровняли с землей, да так, что и место его до сих пор неизвестно», - отмечает Александр Дворжанский.
Прихожане Никольского храма вот уже третий год посещают Белую гору, чтобы почтить на этом месте святого Предтечу и Крестителя Иоанна, чьим именем был назван монастырь. В его память пензенцы прочитали акафист и молитву.
Сегодня есть несколько версий о возможном местонахождении монастыря. Первую выдвигал краевед Иван Антонов. Он считал, что храм располагался на участке между современной улицей Сплавной и Старой Сурой в Ахунах. Это место именовалось как Игуменский хутор, и здесь были найдены клад серебряных монет, серебряная иконка Сергея Радонежского, крестики.
Но эту версию опровергает местный краевед Александр Дворжанский. Поскольку, по его мнению, монастырь не могли строить на этом месте, ведь раньше здесь проходило русло Суры. Возникла бы опасность затопления в паводок.
Также сохранились дневниковые записи историка Бориса Гвоздева от 24 июля 1924 года: «Был на месте, где, по прежним предположениям, находится Предтечев монастырь, в местность, называемую «клады». Место обнесено с двух с половиной сторон канавой, а с одной стороны - овраг. В середине небольшое местечко огорожено жердками, уже обрушившимися, в середине этой изгороди - столб (тоже повален), на нем была деревянная икона. Местность довольно дикая, есть несколько ям неправильной формы. Необходимо произвести хотя бы маленькие раскопки. «Клады» находятся дальше т. н. «Нового Афона», нужно идти вдоль канавы налево, перейти грань Молошниковского леса. По словам проводников, местность «Белая Гора» около Ахун существует приблизительно в 1 версте вверх по Суре».
Перед тем, как отправиться на Белую гору, в трапезной Никольского храма Александр Дворжанский представил собравшимся прихожанам свою новую книгу - первую из его "Истории Пензенской епархии", посвященную доепархиальному периоду Пензенской Церкви, когда располагавшиеся на территории Пензенского края церкви и монастыри относились к другим епархиям.
Книга состоит из двух частей.
В первой части рассказывается о христианизации Пензенского края до учреждения Тамбовско-Пензенской епархии и охватывает период c семнадцатого века до середины восемнадцатого.
Вторая часть посвящена тому времени, когда пензенские церкви входили в образованную в 1758 году Тамбовскую епархию, епископы которой назывались Тамбовскими и Пензенскими. В 1799 году была образована Саратовско-Пензенская епархия, которая вначале называлась Саратовской, а в 1803 году была переименована в Пензенскую. Таким образом, в октябре этого года Пензенской епархии исполняется 225 лет.