Доктор социологических наук Роман Абрамов – постоянный автор «Улицы Московской». Одно из направлений его творчества – музеефикация советского прошлого.
«УМ» публиковала его статьи об оригинальных музеях в Москве (музей Яндекса и музей «Бункер-42»), в Петрозаводске (Галерея промышленной истории), в Тарту (музей КГБ) и на острове Хийумаа (Эстония), в Софии (музей «Красная квартира) и в Казани (Музей социалистического быта).
Сегодня «Улица Московская» знакомит читателей с новой статьей Романа Абрамова по теме музеефикации советского прошлого.
Туристы знают Подмосковье по старым городам с яркими достопримечательностями и славной историей – Коломна, Сергиев Посад, Клин, Зарайск. Всё остальное – остановки на трассах из регионов в Москву, не более.
К тому же есть города, названия которых отпугивают близкими ассоциациями с промышленной эпохой советского периода, как, например, три города, названия которых начинаются с «электро»: Электроугли, Электросталь, Электрогорск. Кажется, кто в здравом уме может поехать в города с такими названиями в поисках интересной истории, музеев, наследия?
З астройка 1950-х гг. в центре Электростали
Между тем все три населенных пункта тесно связаны с историей предреволюционного промышленного рывка Российской империи и последующей индустриализацией, растянувшейся до 60–70-х гг.
Так, а Электрогорске накануне Первой мировой войны была построена первая торфяная электростанция, в Электроуглях примерно тогда же был основан завод угольных щеток для электродвигателей, а Электросталь перед самой революцией стала крупным центром производства легированной стали на современном электрометаллургическом заводе благодаря усилиям крупного финансового и промышленного олигарха начала ХХ века Николая Второва.
По приглашению социолога науки и технологий и сотрудника музейно-выставочного центра Елены Симаковой в начале лета (июнь 2024 г.) я отправился в Электросталь в микроэкспедицию с целью увидеть, как в промышленном городе используется историческое наследие в качестве элемента культурного гражданства и популяризации науки.
Елена Симакова недавно стала победителем конкурса Потанинских грантов и теперь организует экскурсионную программу «Понять радиацию», связанную с историей российской атомной отрасли и предприятиями Электростали.
Дело в том, что в Электростали расположен один из флагманов корпорации «ТВЭЛ» и «Росатома» – машиностроительный завод, который с 1950-х гг. производит ядерное топливо для АЭС. И, конечно, всегда вокруг деятельности подобного предприятия распространяются слухи, в которых радиофобия занимает не последнее место.
Однако недавно Европейская комиссия (ЕК) классифицировала ядерную энергию как «зеленый источник», что позволит строить новые АЭС, а уровень радиофобии в России и мире снижается. Согласно опросам, проведенным в России, до 77% населения одобряют использование атомной энергетики, а во Франции до 60% опрошенных.
В тематической экскурсии, организованной Еленой Симаковой и ее коллегами из музейно-выставочного центра Электростали, представлена история города в контексте истории атомного проекта страны и характеризуются различные страницы атомного наследия, включая запуск первых АЭС, строительство Электростали и роль жителей города, специалистов машзавода в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Подобные экскурсионные программы являются новым словом в музейно-туристической технологии в России, так как они обращаются к сложным и неожиданным сюжетам исторического наследия – заброшенным объектам, промышленной архитектуре. В данном случае разработанную Еленой Симаковой программу можно назвать примером научно-промышленного туризма, где научное просвещение сочетается со знакомством с прошлым и настоящим индустрии Электростали.
Дворец культуры в центре Электростали
В столице и других городах уже есть примеры подобных программ. Например, «Москва глазами инженера» – архитектурные туры по объектам промышленного наследия и интересным инженерным сооружениям столицы, подобным Останкинской и Шуховской башням, московским высоткам.
Теперь подобный тур есть и в Электростали. То есть увлекательная история – это не только седое прошлое времен монгольского нашествия и ранее, это и недавнее советское прошлое, связанное с актуальными научными знаниями и просвещением.
Музейно-выставочный центр Электростали интересен не только наследием атомного проекта. По рассказу директора центра Юлии Адроновой, в экспозиции и фондах музея содержится множество интересных экспонатов, касающихся повседневности промышленного центра, картины, подаренные художниками города. Сам центр возник в 1990-е как точка сборки городской идентичности, и основная часть его фондов – это дары жителей города, связанные с историей их семей.
Кроме машиностроительного завода в Электростали расположен «основатель отрасли защитных средств в России» – завод средств защиты для различных отраслей промышленности им. Н. Д. Зелинского. Стенд с образцами продукции завода (противогазы и т. п.) представлен в музейно-выставочном центре Электростали. Надо сказать, что если предприятия города станут более плотно сотрудничать с городским музеем, то это существенно разнообразит его экспозицию и сделает связной историю города с промышленной историей.
Образцы средств индивидуальной защиты завода им. Н. Д. Зелинского в музейном центре
Электросталь вызывает любопытство и как пример регулярной послевоенной жилой застройки. Честно говоря, я был сильно удивлен, когда приехал в Электросталь.
Центр города включает большой комплекс кварталов прекрасной послевоенной архитектуры позднесталинского периода, которые хорошо сохранились и масштабам которых может позавидовать крупный областной город, подобный Пензе. Во всяком случае, в нашем городе нет послевоенной застройки сравнимого масштаба.
Парадные кварталы городского центра возникли благодаря усилиям еще одной легендарной фигуры в истории Электростали – архитектора Павла Лопушанского, руководившего застройкой города в течение 1950-х гг. Надеюсь, в дальнейшем будет организована специальная экскурсионная программа, посвященная архитектурному наследию Электростали.
Пешеходная улица в Электростали. Справа вход в музейный центр
Находясь в Электростали, я мысленно возвращался в Пензу, сравнивая усилия и возможности по сохранению исторического наследия и его актуализации. Конечно, благодаря многолетней политике точечной застройки Пенза давно простилась с полноценным историческим центром города XIX – начала XX вв.
Образцы продукции для фронта, выпускавшейся на предприятиях Электростали во время Великой Отечественной войны
Итоговый удар был нанесен за истекшие 15 лет активной застройкой центра города, что произошло не только из-за алчности застройщиков, но и при возможности ее удовлетворения через соответствующие разрешения от властных структур. Поэтому попытки возродить интерес к дореволюционной провинциальной Пензе, к сожалению, обречены. Туристам отдельные, многократно перестроенные или находящиеся в плачевном состоянии старые дома неинтересны, а местные жители не замечают плачевных результатов «девелоперского погрома».
При этом неутешительна и ситуация с промышленным наследием. Многие знаменитые пензенские заводы тоже либо практически исчезли (часовой завод, ЗиФ), либо сфокусированы на текущих проблемах. Да, у многих есть свои заводские музеи разного уровня, но доступ к ним чаще всего по специальному допуску.
Давно напрашивается интересная линия позиционирования Пензы в историко-культурной линии. Хотя Пенза не была научным городом, подобным Дубне, Академгородку или Обнинску, но в 1950–1980-е гг. в нашем городе работала масса НИИ и КБ, в которых сформировалась значительная прослойка инженерно-технической интеллигенции с их стилем жизни, трудовыми практиками, культурными вкусами, бытом. В девяностые многие НИИ и КБ были закрыты, и сегодня уже того слоя позднесоветского среднего класса нет.
Но интересна ушедшая навсегда повседневность и особая идентичность советского инженера и научного сотрудника почтового ящика. Думаю, многие относительно молодые жители Пензы и не знают, какие именно у нас были НИИ и КБ и как жили и работали их бабушки и дедушки в них. Вокруг этого можно построить и экспозицию, и экскурсионную программу.
Но есть ли потенциал для этого у пензенцев?
Роман Абрамов, доктор социологических наук
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Культурное гражданство и локальная солидарность: опыт социальной инклюзии аудитории музеев России» (№ 22-78-10098).
Автор: Роман Абрамов