«Концертник»: Зачем «Старгороду» виниловая пластинка? Интервью с М. Кокориным

Фото: www.penza-press.ru

Как пензенский ансамбль «Старгород» научился выживать в  эпоху капитализма, став визитной карточкой Пензенской области и  проехав пол-мира с  концертами, и  востребованы  ли народные инструменты среди нынешних детей? Об  этом редактор авторских программ телеканала «Экспресс» Павел Прохоренков в  рамках проекта «Концертник» (16+) побеседовал с  руководителем «Старгорода» Михаилом Кокориным.

—  Наверное, наш регион с  гастролями уже весь объездили? Концерт в  каком уголке Пензенской области запомнился больше всего?

—  Мы  проехали много, конечно, за  эти почти 20 лет. Даже по  несколько раз в  некоторых районах были. Все концерты  — значимы для нас, надеюсь, и  для публики тоже. Но, покорив определенные вершины, мы  идем дальше, впереди  — другие проекты. В  свое время рядом со  мной был мудрый человек, к  сожалению, его сейчас нет с  нами… Он  всегда все записывал, любое путешествие, что в  район Пензенской области, что в  Африку. Наш мозг, хоть и  живет воспоминаниями, но  бывает так, что это все забывается.

Если вспомнить ближайшие концерты, на  которые мы  выезжали,  — очень понравилось, как Кузнецк, Колышлей нас принимали. В  сердобской школе искусств очень хорошо приняли  — там дети с  открытым ртом нас слушали. Вообще этот заезд по  районам именно сейчас  — не  случайный, мы  ездим в  рамках нашего проекта с  пластинкой, который мы  презентовали в  ККЗ «Пенза» с  благотворительным концертом. И  сейчас рискнули предположить, что по  нам соскучились именно в  Пензенской области, потому что несколько лет мы  плотно не  ездили, только по  особым приглашениям.

—  То  есть вы  поехали с  презентацией проекта целенаправленно. А  концерты-разнорядки еще существуют?

—  Мы  так не  работаем. Наш администратор сам, я  лично звоним, определяем по  телефону, хотят или не  хотят люди нас видеть и  слышать. В  основном, конечно, хотят, что радует. Поэтому мы  договариваемся об  афише, билетах, чтобы и  проезд обосновать, и, что греха таить, денег заработать. Договариваемся, приезжаем, работаем на  концертах. Все замечательно, все довольны.

—  Вы  автономны?

—  В  данном случае, получается, да, хотя «Старгород» является штатной единицей центра русской хоровой вокальной культуры, как и  муниципальный духовой оркестр. Но  с  точки зрения именно передвижения  — да, автономны. Работаем со  своими билетами, договариваемся сами, не  через кого-то.

- То  есть научились жить при капитализме?

—  Я  думаю, правильнее будет сказать, что мы  научились жить в  России, слава Богу.

—  Тем не  менее, у  вас немало гастролей и  по  другим странам. Перечисли, где вы  побывали.

—  Это страны Европы: Германия, Франция, Италия, Венгрия, Австрия, Чехия. А  также Китай, ближнее зарубежье  — Беларусь и  Казахстан, дальнее  — Турция, Египет, когда это еще можно было. Есть не  коммерческие, а  фестивально-конкурсные проекты. В  данном случае Египет  — это выезд на  международный фестиваль «Калинка», который организован совместно с  московской фестивальной компанией «Мир искусств» и  мэрией египетского города.

—  Как вы  попали туда?

—  Случайно. Нас просто пригласили принять участие, сказали, что мы  очень хорошо вписываемся в  этот фестиваль, но  поставили условие  — мы  должны были сыграть «Калинку» (0+). Тогда в  нашем репертуаре этого произведения не  было. Мы  приехали в  отель, сели вечером, взяли домры, балалайки, баян и  прямо там собрали «Калинку», до  сих пор она у  нас в  репертуаре есть, играем на  всех концертах.

—  А  мог  ли ты  представить 20 лет назад, что со  временем «Старгород» станет визитной карточкой Пензенской области, города Пензы?

—  Конечно, никто ни  о  чем не  думал. Думали сделать что-то свое. Когда я  приехал сюда в  1999 году после окончания консерватории и  аспирантуры, наверное, был в  тот момент такой период в  развитии народного исполнительства у  нас в  Пензе, что не  было практически ничего в  этом кластере. Меня позвал Петр Михайлович Лощинин помогать. Был жив Вадим Попов, тогда я  к  нему ездил. Я  даже впервые поднял оркестр «Пенза» до  такого уровня, что мы  ездили в  Самару на  международный конкурс и  там выступали, получили диплом. Тогда казалось, что все сдвинулось с  мертвой точки. Но  были свои нюансы.

—  Почему решил уйти в  «Старгород», а  не  коллектив поднимать?

—  Это все шло параллельно. Я  занимался «Старгородом», и  мне предложили еще поднять оркестр. Я  сказал: «Давайте попробуем». Но  те  условия, которые я  предлагал, не  все принимали, поэтому на  тот момент это было невозможно. Сейчас, слава Богу, есть руководитель Эдуард Петунин, который занимается оркестром всецело и  которому дают возможность его развивать.

—  Говорят, что все творческие люди  — мягкие и  ранимые. Ты  — жесткий руководитель?

—  Говорят, да. Я  сам о  себе не  могу сказать. Но  иногда высказываются, что да.

—  Честно говоря, в  последнее время я  тебя больше воспринимаю не  как музыканта, а  как продюсера. Давай перечислим основные твои проекты.

—  Самое основное  — кавер-фестиваль «Битломания» (12+), Высоцкого (12+)  — он  продолжается и  будет 25  января в  филармонии. «Киношлягер» (12+), «Окуджава» (12+), ежегодные кавер-фестивали в  честь Дня России и  Дня города. Недавно буквально была «Битва гармонистов» (0+)  — это тоже серьезный проект. Приезжал Геннадий Калмыков с  Орла, самый первый дипломированный гармонист России, заслуженный артист  РФ. Он  обозначил, что в  Пензе начался фестиваль всероссийского масштаба.

—  А «Битва гармонистов» где-то подсмотрена?

—  Сама афиша  — это наша фишка. Что касается «Битвы гармонистов» как франшизы, то  ее  не существует, но, на  самом деле, они проходят в  любом регионе: в  Татарстане, Удмуртии, Москве. У  нас, начиная уже с  фойе, был настоящий праздник. Все было перенасыщено русской гармонью, и  не  только русской. Приехали и  татары, и  чуваши, и  мордва, хоть мы  и  делали только для Пензенской области.

Есть у  нас еще «Старгород-фестиваль» (0+), который живет и  здравствует. Хороших друзей, замечательных музыкантов сюда привозим  — и  квартет «Терем», и  Алексея Архиповского, Гену Калмыкова, Александра Цыганкова, Инну Шведову. Еще мы  проводим конкурс ансамблей народных инструментов «Россия молодая» (0+), единственный в  своем роде. У  нас прошло два конкурса, они безвозрастные  — от  детских коллективов до  профессиональных.

—  А  есть желающие поучаствовать?

—  Нет, мы  просто делаем вирусную рассылку и  потом начинаем пожинать плоды.

—  А  как ты  стал продюсером?

—  Просто почувствовал, что это нужно. Мы  проводили много концертов как организаторы. Я  считаю, что это часть промо и  огромное подспорье для развития радиостанции, и  для рекламодателей в  том числе. Все взаимосвязано. И  так все совпало очень хорошо, общие интересы, мой азарт. Я  видел, что Высоцкого вообще не  было в  проектах в  таком объеме. Мы  научили группы играть Высоцкого, думать о  нем. Тот  же Дима Букин, может быть, и  пел, но  сейчас он  понял, что ему нужен коллектив, это нас радует. Мишу Рудакова мы  привели на  первый фестиваль, он  сейчас замечательный исполнитель. Мне приятно, что на  наших делах вырастают новые и  новые люди.

—  А  если  бы не  было тебя, то  как ты  думаешь, что вообще было  бы с  пензенской музыкой?

—  Я  думаю, что все равно на  месте  бы не  стояло все. Просто человек, в  данном случае  — я, оказался в  нужном месте в  нужное время.

—  Почему я  часто вижу тебя с  Верой Александровной Фейгиной, на  всех мероприятиях, в  том числе  — не  связанных с  музыкой?

—  Я  считаю, что Вера Александровна  — очень талантливый человек, мы  творчески общаемся много и  часто. Она как начальник управления культуры курирует наш центр, знает нашу работу. Смею надеяться, что ей  интересно то, что делаю я  и  мои ребята в  «Старгороде». Слава Богу, она нас поддерживает и  дает работать.

—  А  ты  ощущаешь ренессанс детских эстетических образовательных учреждений в  Пензе?

—  Обязательно. Если ты  посмотришь тенденцию развития этого направления в  России, то  оно всеобщее. То  есть и  «Синяя птица» (0+), и  «Щелкунчик» (0+), и  так далее. Мы  видим, что, оказывается, у  нас талантливых детей  — огромное количество, и  в  наших музыкальных школах, школах искусств очень много ребят учатся.

—  А  почему СМИ заинтересовались конкурсами среди детей? Они рейтинги дают, деньги?

—  Прежде всего, это умилительно и  зрелищно. Я, к  сожалению, в  силу занятости нечасто смотрю телевизор, больше через интернет узнаю новости. Поэтому шоу типа детского «Голоса» (0+), «Синей птицы» (0+) могу посмотреть только в  записи. Думаю, эти проекты интересны и  с  точки зрения заработка денег, но  хочется верить, что все они направлены на  развитие культуры в  России, учат тому, чтобы родители видели это и  находили творческий потенциал в  своих детях, шли с  ними в  школы. В  каждой есть уникальные педагоги, я  лично знаю многих. Мою шестилетнюю дочку сейчас учат игре на  фортепиано. Она приходит домой с  новыми знаниями, и  я  считаю, что тот педагог, который ее  учит, талантлив. И  таких у  нас много.

—  Почему в  21 веке, во  время iTunes и  айфонов, вы  решили выпустить пластинку?

—  Недавно был на  концерте ДДТ. Продаются антологии песен на  дисках, и  тут  — винил. Limited edition, всего тысяча экземпляров. Купил, подошел с  пластинкой к  музыкантам, попросил подписать. И  они сами с  восторгом смотрят на  нее, ощущают, что это произведение искусства. У  нас, конечно, не  такая крутая пластинка, как у  ДДТ. Но  для меня произведение искусства  — то, что там записано, музыка очень разнообразная и  интересная, как нам кажется. Также это исторический момент для меня лично. CD-диски  — они пластиковые, и  звук на  них такой  же. А  когда ставишь пластинку на  проигрыватель, особенно  — на  хороший, и  слушаешь, то  ощущаешь, что живешь не  зря, что ты  что-то делаешь. Недавно мне подарили на  45 лет пластинку Deep Purple 1972 года  — моего ровесника. Тоже «Первопресс» подарил, мне было очень приятно.

—  Как домра поживает?

—  Этот инструмент становится уже признанным во  всем мире: и  в  Америке, и  в  Европе знают его, существуют оркестры народных инструментов, в  том числе  — и  домровых. Конечно, это неоценимая заслуга нашего большого друга Александра Андреевича Цыганкова, который пропагандирует, занимается этим благородным делом и  пишет много музыки для этого инструмента. Это бескорыстный человек, очень добрый, даже, я  бы  сказал, слегка наивный,  — такой бессеребренник. Я  вырос на  нем.

—  То  есть опять можно говорить о  роли личности в  истории? А  если  бы не  было Цыганкова, что тогда было  бы с  музыкой?

—  Вот касаемо Цыганкова  — да. Не  было  бы Цыганкова, Рожкова, Нечипоренко  — балалайка и  домра где-нибудь затухли  бы.

—  Действительно  ли народная музыка возрождается или все-таки это видимость?

—  Да, однозначно возрождается. В  трех, как мне кажется, позициях, если мы  говорим только про инструментальную музыку  — это баян, домра, балалайка. Первое направление  — классическое, академическое, потому что для нее пишут даже классические композиторы сейчас. Второе  — эстрадное направление: появляются электронные домры, они звучат в  различных проектах, у  того  же Шевчука. Тяжелый рок даже играют на  домрах. И  третье, традиционное направление  — это народная музыка, она никуда не  девается. Все развивается.

—  Востребованность народных инструментов у  нынешних детей есть?

—  Я  бы  сказал, есть такое волнообразное движение  — то  рост интереса, то  спад. Думаю, это связано с  социумом, с  экономико-политической ситуацией в  России, даже с  рождаемостью и  так далее. Это мне так кажется. В  последние пять лет на  домру идут целенаправленно в  школы, два года назад мы  собрали детский коллектив  — оркестр «Домра». Я  являюсь его руководителем. Эти ребята учатся во  всех музыкальных школах Пензы, их  порядка 30 человек, и  они хотят и  дальше развиваться как музыканты. Дети не  уходят из  оркестра, приходят новые. Я  не  скажу, что это модно, но  они сами  — тренд. Такого оркестра чисто домристов больше нет.

—  Столько всяких мероприятий на  твоих плечах, что, наверное, глупо будет спрашивать о  творческих планах на  2018 год…

—  На  самом деле все просто. 2018 год начинается, и  мы  25  января делаем Высоцкого. Если все получится, мы  в  10-х числах января хотели  бы с  оркестром домры доехать до  Нижегородской области и  там поучаствовать в  конкурсе. Также мы  хотели  бы выпустить три альбома с  каждым из  солистов: это Анатолий Николаев, Екатерина Бородина и  Татьяна Стаильская. Скорее всего, это будут CD-диски. Еще у  нас в  планах  — маленький юбилей нашего города, 355 лет Пензе, где мы  тоже будем участвовать и  делать проекты, кавер-фестивали, праздники. По  весне мы  хотели  бы съездить в  Европу  — Чехию, Венгрию и  Австрию  — с  концертами в  российских центрах.

Фотография: Фото Александра Ивлиева, Александра Толкачева
 
По теме
Житель Пензы лишился 72 тыс. рублей после разглашения секретных данных своей банковской карты - УМВД Пензенской области В полицию Пензы обратился с заявлением о краже 39-летний гражданин. Он сообщил, что на его мобильный телефон позвонил неизвестный, представился сотрудником службы безопасности известного банка, сказал,
22.04.2019
 
19 и 20 апреля в Пензенской областной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова состоялась XI международная конференция разработчиков программного обеспечения SECON`2019, в которой активное участие приняли студенты,
22.04.2019
 
Парламентские слушания по проблемам СМИ - Газета Наша газета - Бессоновские известия Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин провел Парламентские слушания «Печатная пресса в России: проблемы и перспективы».
22.04.2019
 
Авторская колонка пензячки, которая стала свидетелем попустительства со стороны сотрудника ГИБДД 20 апреля горожанка сообщила в редакцию «Pro Город» о том как водителя маршрутки, нарушившего правила дорожного движения,
21.04.2019
Победитель конкурса «Лидеры России» провел мастер-класс в родном лицее в Кузнецке - ИА PenzaNews Уроженец Кузнецка Пензенской области, исполняющий обязанности заместителя генерального директора АО «Международный аэропорт Шереметьево» по корпоративному развитию Денис Нуждин,
21.04.2019
В Никольском районе следователи разбираются в обстоятельствах смерти супружеской пары при пожаре - Следственный комитет Городищенским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета РФ по Пензенской области проводится доследственная проверка по факту смерти супругов при пожаре.
21.04.2019 Следственный комитет
Несмотря на то, что холодное время года, когда возгорания в основном возникают от отопительных приборов, прошло, в любой момент огонь может разбушеваться и привести к трагедии.
22.04.2019 Куранты-Маяк
Решив приобрести для своего супруга подарок к празднику посредством интернет-магазина,  жительница одного из населенных пунктов района стала жертвой мошенников.
21.04.2019 Газета Наша газета - Бессоновские известия
В четверг, 18 апреля в 7 часов 30 минут на 602 километре трассы ФАД М - 5 Урал на территории Мокшанского района произошло дорожно - транспортное происшествие, в котором столкнулись четыре автомобиля: Toyota Corolla, Mazda3 ,
22.04.2019 Газета Сельская правда
Библиосумерки « Волшебная страна – театр» - Центральная межпоселенческая библиотека 20 апреля в рамках  Всероссийской акции «Библионочь – 2019»  библиотекарь структурного подразделения МУК «ЦМБ» села Большой Мичкас  Ирина Тумакова провела  Библиосумерки « Волшебная страна – театр».
21.04.2019 Центральная межпоселенческая библиотека
В библиотеках Башмаковского района проходит цикл экологических мероприятий «Мы – друзья природы» - Башмаковский район В рамках Всероссийской экологической акции «Зелена весна» в библиотеках Башмаковского района проходит цикл экологических мероприятий «Мы – друзья природы».
22.04.2019 Башмаковский район
Пачелмские спортсменки заняли первое место  на соревнованиях по Чирлидингу - Газета Родная земля    Воспитанницы Дома детского творчества Анастасия Ешкина и Александра Трушкина  стали победительницами в соревнованиях по чир-спорту детской школьной лиги Приволжского федерального округа.
22.04.2019 Газета Родная земля
Соревнования по легкой атлетике «Подснежники» - Управление образованием 18 апреля на базе Мокшанской школы № 2 прошли традиционные соревнования «Подснежники» по легкой атлетике среди учащихся Мокшанского района, которые открывают летний спортивный сезон.
22.04.2019 Управление образованием
Игра регби не так популярна в России, как хоккей или футбол. Но ей всерьез занялись на базе средней школы №1 села Грабово, где третий год тренируются две команды «Медведей».
20.04.2019 Газета Наша газета - Бессоновские известия
В воскресенье, 7 апреля в г. Самара прошли Открытый Чемпионат и Первенство Самарской области по Киокусинкай.
20.04.2019 Газета Наша газета - Бессоновские известия
Определен график работы медицинских организаций области на майские праздники - Минздравсоцразвития В целях обеспечения населения Пензенской области медицинской помощью на майские праздники определен следующий порядок работы медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения региона.
22.04.2019 Минздравсоцразвития