Марина Ливинская: «Мы покажем вам другой театр»

Интервью с режиссером «Театра на обочине» на пороге больших перемен.

Автор:Уйменов Алексей Поделиться

Марина, в этом сезоне ты с «Театром на обочине» открываешь новый сезон в новом для вас помещении на Лермонтова, 3. Что сегодня вызывает у тебя самые яркие эмоции?

Новый сезон не вызывает таких эмоций, как новое помещение. Мы все равно бы в него зашли - спокойно, рутинно. А новый зал - для всех нас это событие. Мы не особенно пиарили переезд, потому что хотим подготовить площадку полностью, сделать холл, гардероб и так далее. Планируем, что позже будет большое открытие, всех позовем, напоим, сделаем перфоманс со всякими безумствами.

Это можно будет назвать официальным открытием театра?

К нам слово «официально» неприменимо. Это будет классная театральная тусовка, сделаем вечеринку, на которую позовем всех желающих и где мы будем играть, петь, танцевать. Тогда и познакомим народ с новым помещением. Ориентировочно планируем ее на начало ноября. К этому времени площади окончательно будут готовы к приему гостей. Сегодня у нас доделан только зал, где мы играем спектакли, а остальные помещения ты видел и пока туда пускать зрителей нельзя. Кстати, сразу предупрежу вопрос, кто нам дал это помещение. Никто ничего не давал, все взяли сами. Помещение арендуем. Мы дозрели до того, что «Театру на обочине» пора делать свою аутентичную историю.

Долго искали подходящее место после того, как съехали из «Юности» на Карпинского?

Долго. Около года. Есть же определенные критерии — высота потолков, пространство, цена, чтобы это был центр города. Нам попадались прекрасные залы в разных районах Пензы. Вообще, самый лучший из тех, что мы нашли, был за гаражами на Центральном рынке. Просто суперлофт - заходи и играй. Но туда, к сожалению, невозможно пройти, можно только на вертолете зрителей доставлять. Мы себе этого позволить не можем.

Довольна тем, что в итоге удалось найти на перекрестке Лермонтова и Красной?

Да, с чего мне быть недовольной? Обживаемся, хотя зритель еще немного не привык к тому, что мы сюда переехали. В «Юности» зал всегда был битком, а здесь пока толп нет, есть настороженность. Людям нужно просто прийти и понять, что здесь круче. Когда доделаем ремонт, будет вообще красота — сиди, расслабляйся, пей коньяк, ходи в нормальный туалет, что немаловажно. Сцена совершенно другая, это абсолютно новый театр. Мы уже сыграли здесь «Корабль дураков» и он стал совершенно по другому выглядеть. Например, тут немного с краю, но все равно заметен столб, который мы не можем снести и игнорировать: «Ой, тебя нет». Поэтому берем его как обстоятельство, живем с ним и даже полюбили.

Детский спектакль «Хозяин семимильной горы» тоже смотрится здесь совершенно по другому, он будто сделан для новой сцены «Театра на обочине». Посмотрим, как оживут другие спектакли, нам нужно немного времени, чтобы ко всему привыкнуть.

Почему решили уехать  из «Юности»?

Мы прожили там как театр пять счастливых лет и проделали вместе огромный путь - росли в профессии и очень благодарны учреждению на Карпинского. Если говорить про «Юность» гипотетически, это один из лучших залов в городе Пенза для лофт-театра. Приведи МЦ в порядок, и он будет не хуже, чем Школа современного  искусства  в Москве. Но во-первых, никто не собирается отдавать здание под театр. Мы просто играли там наши спектакли: приезжали на три часа, все полностью разбирали, преобразовывали пространство, мыли туалеты, площадку и потом все убирали и вывозили. У нас не было возможности и, откровенно говоря, желания вкладываться в это муниципальное помещение. Оно принадлежит Министерству спорта и туризма Пензенской области, там проводится своя работа с детьми и юношами, а у нас свои задачи. К примеру, там висели какие-то жуткие зеленые жалюзи. Мы их ненавидели а убрать не могли. Наша задача как актеров - отвлечь внимание зрителя на себя, а здесь человек приходит и в глаза ему постоянно бросаются эти зеленые жалюзи. Это частность, но история постоянного преодоления нам, если честно, надоела. Еще мы сильно мерзли в последний год, который нас подкосил. В «Юности» нет отопления. Мы играли спектакли при 15 градусах тепла. Будь я зрителем, на спектакль в таких условиях бы не пошла.

Кроме того нам пришлось закрывать театральную школу в «Гостином дворе», пришлось и оттуда уезжать. Тогда и решили, что надо искать себе новое здание. Понятно, что тяжело, в первую очередь финансово, но другого способа развития не было. А здесь центр города, подходящий размер сцены и высота потолков, возможность увеличить количество зрительских мест. Это будет наш дом и мы сделаем здесь все, как хотим.

Как прошло театральное межсезонье?

Творчески никак. Мы два месяца провели в переговорах по поводу еще одного помещения в центре города, куда так и не въехали. Почти договорились, почти подписали договор, почти зашли в ужасные кабальные условия для нас. А потом собственники выдвинули технические условия, на которых мы должны были въезжать, и я увидела, что сумма ремонта за две недели выросла более чем вдвое. И это был не предел. Я сказала, что больше так не могу и уехала в первый за пятнадцать лет отпуск. Именно там, лежа на шезлонге, я вспомнила про помещение на улице Лермонтова, которое мы уже видели и подумала: «А почему бы и нет»? Мораль такая — мозги надо чистить и отдыхать. Так что мы никуда не ездили с театром и занимались хозяйством.

Давай все же перейдем к творчеству. Знаю, что твоя мечта — выход на европейские подмостки.

Да, из-за этого переезда я не поехала на хороший европейский семинар для режиссеров и отказалась от пары стажировок. Какая стажировка, когда мне здесь унитазы надо чинить! Но это мой дом, понимаешь, мой выбор. Если бы я выбирала индивидуальную карьеру, то давно сказала: «Пенза, пошла ты в жопу, я здесь пашу восемь лет и не вижу ничего хорошего, кроме того, что к нам ходят зрители и что у нас прекрасный театр». Вообще все режиссеры хотят иметь свой театр иметь, а мне всего 37 и по меркам режиссера я еще молода. Здесь у меня есть поле для экспериментов и роста. Я думаю, что моя индивидуальная карьера меня еще настигнет, как говорится. Я построю свой дом, из которого смогу улетать. Это выбор, не знаю правильный ли, но мне нужен тыл.

На твой взгляд, за прошедший год ты вместе с «Театром на обочине» стала ближе к Европе?

Мы далеко от нее никогда не были. Если посмотреть европейские фестивали, можно прямо завтра туда ехать. В прошлом году мы поставили поляка Слободзянека - пьесу «Наш класс». Мои друзья из европейских театров спрашивают: «У вас в Пензе вообще на это кто-нибудь ходит смотреть?» Они не представляют, что такой сложный материал может быть кому-то здесь интересен. Но я знаю, что в Пензе такие люди есть и для них мы делаем спектакли. В новом сезоне мы опять обращаемся к европейской драматургии. Да, я знаю, что сейчас тренд — забытые советские пьесы, ностальгия по тем временам и может быть мы не в тему. Но мне всегда смешно, когда молодые люди 90-х годов рождения начинают ностальгировать по той эпохе. Для справки - я не антисоветчик. В качестве доказательства — мы делаем спектакль по «Тимуру и его команде» Аркадия Гайдара. У нас он называется «Команда 39». Но речь там не про СССР, а про раннее взросление, способность брать ответственность за себя и своих близких, про локальное понимание Родины, когда моя Родина — это мой подъезд.

В новом сезоне мы возвращаемся к Польше — это поле пустот и зияний для русского зрителя. А ведь именно там, начиная с 90-х годов прошлого века шел невероятный театральный процесс. Польша дала огромное количество крутых режиссеров, а по драматургии они вообще впереди планеты всей, на мой взгляд, даже впереди англичан и немцев. Мы нашли десяток пьес у польских авторов, которые я бы поставила на сцене хоть завтра. Мы начнем с трагикомических историй. Первая будет называться «Тирамису» по пьесе Иоанны Овсянко. Это история о женщинах, завязших в офисе, работницах рекламного агентства, где они занимаются промыванием чужих мозгов, но их мозги им до сих пор так никто и не промыл. Очень смешная, очень острая и болезненная история одновременно, написанная ультрасовременным языком. Приглашаю всех работников рекламных агентств, всех сммщиков на нее. Ребята, это про вас и вообще про всех, кто работает с человеческим мнением.

Вторая пьеса — «Тестостерон» Анджея Сарамоновича. Мы всегда читаем хорошие пьесы, но это брильянт. Как если бы Эмир Кустурица снимал фильм «О чем говорят мужчины». В ней поднимается вопрос — что такое мужественность в современном мире, когда все понятия размываются. Она немного сексистская, но проникнута тем ностальгическим чувством по временам, когда женщины были женщинами, а мужчины мужчинами. И она очень смешная. Я два раз чуть с кровати не упала, пока читала.

В планах на весну у нас — музыкальный спектакль, моя большая мечта. Он будет поставлен по произведению американского нобелевского лауреата. Классная история о нищих и проститутках. Главный вопрос, который она задает зрителю - приносят ли нам на самом деле материальные вещи счастье, или когда ты лежишь в канаве под мостом, ты тоже можешь быть счастлив?

Новая площадка, где вы не гости, а хозяева, дает новые творческие возможности. Как планируешь ими воспользоваться?

Начну с того, что в начале ноября мы едем на фестиваль «Александровский сад» в Ульяновск, где покажем «Наш класс» в очень хорошем театре «Анфан Террибль» нашего друга Дмитрия Аксенова, лауреата «Золотой маски». И мы надеемся, что после этого сможем пригласить с гастролями «Анфан Террибль» сюда в Пензу. Они должны понравиться в том числе любителям классического академического театра. Это классные ребята, вообще не похожие на нас.

В конце декабря собираемся реализовать проект - «Рождественские вечера» для взрослых. Хотим их порадовать. Для Пензы это новый формат. Обычно же все елки после Нового года для детей, а тут ты взрослый пришел и тебя развлекают.

Еще хотим привезти в «Театр на обочине» потрясающего клоуна Эдуарда Ноймана — это артист, который учился в Пензе в цирковом училище, а потом уехал в Германию. Сейчас, например, он занят в шоу у Вячеслава Полунина. Самое главное, что его легко уговорить, потому что он хочет привезти на родину свой спектакль, успешно идущий в Берлине.

Также ведем переговоры с двумя очень талантливыми московским режиссерами, надеемся, что кого-то привезем в Пензу, чтобы они поставили на нашей сцене спектакли. Теперь с нашей собственной площадкой держите нас семеро.

Сформулируй в нескольких предложениях, почему зрителям стоит прийти в «Театр на обочине»?

По той же причине, по которой стоит пробовать национальные блюда в путешествии. Мы делаем совершенно аутентичный, ни на что не похожий продукт. Такого вы точно нигде не пробовали, и именно поэтому стоит прийти и попробовать. Возможно мы и есть ваш театр. Вообще, я очень часто зову людей, которые не любят театральные постановки — именно они чаще всего становятся нашими зрителями.

Фотографии: Театр на обочине

Получать подборку новостей на e-mail:

 
По теме
Мусульмане отметили Мавлид - Газета Сурская правда    О том, что это за праздник  и что  он означает для мусульман, рассказал нам председатель  мусульманской религиозной организации села Синорово  Ислям Курмашев.
17.12.2018
 
 
Актеры драмтеатра провели в Вене новогодний квест - Драматический Театр им. А.В. Луначарского В Вене продолжаются новогодние представления, которые проводят актеры Пензенского драматического театра во главе с художественным руководителем Сергеем Казаковым.
16.12.2018
 
Мусульмане отметили Мавлид - Газета Сурская правда    О том, что это за праздник  и что  он означает для мусульман, рассказал нам председатель  мусульманской религиозной организации села Синорово  Ислям Курмашев.
17.12.2018 Газета Сурская правда
Актеры драмтеатра провели в Вене новогодний квест - Драматический Театр им. А.В. Луначарского В Вене продолжаются новогодние представления, которые проводят актеры Пензенского драматического театра во главе с художественным руководителем Сергеем Казаковым.
16.12.2018 Драматический Театр им. А.В. Луначарского
В начале декабря в нашей стране отмечаются две памятные даты: 3 декабря  - День Неизвестного солдата  и 6 декабря  -  День Героя Отечества.
15.12.2018 Газета Наша газета - Бессоновские известия
С 7 по 9 декабря киноконцертный зал «Пенза» объединил народных умельцев со всей России и из-за рубежа.
15.12.2018 Газета Наша газета - Бессоновские известия
Свяжет ли она свое будущее со сценой, обладательница «серебряной» награды областного конкурса ведущих «Во весь голос»  ученица Бессоновской средней школы Татьяна Грунина (крайняя слева на центральном снимке)  еще не решила.
15.12.2018 Газета Наша газета - Бессоновские известия
В «Пензаконцерте» состоялся Бал чемпионов СПО - Министерство культуры Наградами были отмечены студенты и преподаватели профессиональных образовательных организаций Пензенской области Они успевают не только хорошо учиться, но и достигают больших успехов в научной, общественной,
17.12.2018 Министерство культуры
Основа программы – спортивные эстафеты между тремя школьными командами. Каждую игру ведущие предлагают новые эстафеты, требующие от игроков универсальных спортивных умений: дети должны хорошо бегать, ползать, прыгать,
17.12.2018 Куранты-Маяк
В начале этой недели состоялся очередной турнир по минифутболу памяти сотрудника Бессоновского РОВД Андрея Якомазова, погибшего в 2005 году при задержании опасных преступников.
15.12.2018 Газета Наша газета - Бессоновские известия
Когда мы анонсировали первый матч второго круга между «Торнадо» и «Бессоновкой», наши соперники занимали четвертое место.
15.12.2018 Газета Наша газета - Бессоновские известия
  В минувшую субботу в Вазерской средней школе  прошли районные соревнования по настольному теннису на призы главы администрации района.
15.12.2018 Газета Наша газета - Бессоновские известия
Прокуратура Мокшанского района выявила нарушение требований Федерального закона «О противодействии коррупции» при предоставлении сведений о доходах,
17.12.2018 Прокуратура
Актеры драмтеатра провели в Вене новогодний квест - Драматический Театр им. А.В. Луначарского В Вене продолжаются новогодние представления, которые проводят актеры Пензенского драматического театра во главе с художественным руководителем Сергеем Казаковым.
16.12.2018 Драматический Театр им. А.В. Луначарского